ЗАНЯТИЕ 13
Начнем с самого первого элемента таблицы — водорода. Разберемся, как можно получить водород в лабораторных условиях (и, конечно, тут же получим его). Узнаем, как этот элемент производят в промышленных масштабах и для чего.
ЗАНЯТИЕ 14
Вспомним, что такое щелочи и индикаторы. Научимся по цвету пламени определять металл. С помощью щелочи произведем омыление жира и разберемся, что такое поверхностно-активные вещества. Сделаем мелок и заберем его домой.
ЗАНЯТИЕ 15
Разберемся с самым распространенным элементом в земной коре — алюминием, а также рассмотрим природные соединения других элементов этой подгруппы. Сделаем собственные перлы буры.
ЗАНЯТИЕ 16
Выясним, что углерод бывает в разных формах — графит, алмаз, графен, наночастицы. Узнаем, как можно получить углекислый газ и как он участвует в климатических изменениях на Земле. Узнаем, чем силикагель отличается от силикона, и получим его (силикагель) сами.
ЗАНЯТИЕ 17
Всем знаком едкий запах аммиака — пора узнать, что это такое, как его получить и как применять. Помимо этого узнаем про окисление и восстановление в реакциях, а еще про самые распространенные удобрения. Азот переводится с греческого как безжизненный, но на самом деле он очень важен для жизни на Земле.
ЗАНЯТИЕ 18
Проведем суд над химическим элементом! У каждого из детей будет своя роль - судья, прокурор, адвокат, потерпевший и так далее. Суд попытается выяснить, чего больше приносит элемент: пользы или опасности для человечества.
ЗАНЯТИЕ 19
Кислород — один из важнейших участников химических реакций на Земле, а также ключевой элемент для понимания химии неорганических соединений. Воздух примерно на 21% состоит из кислорода, а само вещество активно взаимодействует с другими молекулами. Разберемся с процессами горения и окисления.
ЗАНЯТИЕ 20
Разберемся с понятием "неметаллы". Элементы этой группы — сильные окислители, поэтому в природе встречаются в соединениях, например, в солях ("галит" по-гречески — это соль). Проведем эксперименты с йодом и узнаем много нового о таком привычном нам веществе.
ЗАНЯТИЕ 21
Почему некоторые элементы обладают и металлическими, и неметаллическими свойствами, и как они проявляются? Открываем завесу тайны над элементами переходных подгрупп. Ванадий, марганец и хром — чемпионы по количеству степеней окисления, это проявляется в невероятном разнообразии цветов, которые можно получить в реакциях с ними. Этим мы и займемся.
ЗАНЯТИЕ 22
Самый применяемый на данный момент металл в мире — это железо. Проведем серию экспериментов с комплексами железа и обсудим его химические свойства. Познакомимся и с другими двумя характерными представителями своих групп — жизненно важных для человека кобальтом и никелем, героем суперсплавов и веществе, которое позволяет нам защищать другие металлы от коррозии.
ЗАНЯТИЕ 23
В честь сплава меди и бронзы названа целая эпоха в развитии человеческой истории — медный век. В чем особенность этого сплава и какие химические свойства проявляет медь? Еще один герой этого занятия, цинк, обладает сильными восстановительными свойствами, которые мы и проверим.
ЗАНЯТИЕ 24
Подведем итог, проверим наши теоретические и практические знания, решая сложные и каверзные химические задачи. Ребятам предстоит не только показать свои знания, но и продемонстрировать, как ловко они обращаются с лабораторной посудой и чисто проводят химические реакции из пройденного курса. Еще раз убедимся, что ребята поняли самые важные принципы устройства таблицы Менделеева и могут ими воспользоваться.